Античная философия: от Платона до эллинизма

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – ОТ ПЛАТОНА ДО ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИХ ТЕЧЕНИЙ

 

После казни Сократа один из лучших его учеников Аристокл, более известный под прозвищем Платон («широкоплечий»), живший в 427 – 347 гг., уехал странствовать по Средиземноморью, общался со многими учёными, пережил унижения и бедность, был продан в рабство. В 386 году ему удалось вернуться в Афины, где он основал свою философскую школу – Академию, просуществовавшую более 900 лет. Все ученики Платона назвали себя академиками.

Наследие Платона составляют 34 диалога, главным действующим лицом которых является Сократ. Платон утверждал, что, кроме мира материального, существует мир идей, который первичен по отношению к миру вещей. Материальные вещи есть воплощение идей. Идеи вечны, их воплощения – нет. Познание мира человеком происходит априори, т.е. до рождения, когда душа созерцает идеи. Живя в материальном мире, человек просто вспоминает врождённые идеи. Таким образом, познание мира есть не что иное, как процесс припоминания. Под идеей Платон понимал смысл вещей и явлений. Стимулом к познанию является любовь. Платон считал, что существует три вида любви: 1) к телу, смысл которой – породить новую жизнь; 2) к душе, цель – познать искусство и справедливость; 3) к знанию, цель которой – познать идеи. Именно третья разновидность получила название платонической любви.

Платон выделял три типа души: 1) разумная – ею обладают философы, которые, по мнению Платона, должны управлять государством; 2) страстная –   душа, в которой преобладает страсть и воля; обладатели такой души (воины и стражники) обязаны охранять государство; 3) вожделенная – стремящаяся к чувственным наслаждениям душа; её обладатели – крестьяне и ремесленники, люди, нуждающиеся в руководстве. В идеальном государстве, по мнению Платона, каждый человек выполняет те функции, которые присущи его душе.

Среди многочисленных учеников Платона выделился Аристотель из города Стагира (384 – 322).   Он сначала был лучшим учеником платоновской академии, затем её преподавателем, но после смерти Платона отправился путешествовать, прославился своей мудростью и получил приглашение от царя Филиппа Македонского стать учителем его сына Александра. В возрасте 50 лет Аристотель вернулся в Афины и основал первый в мире лицей (Ликей), названный так потому, что находился рядом с храмом Аполлона Ликейского. Будучи учеником Платона, Аристотель не стал его последователем. Он подверг критике основные положения платоновской философии, произнеся фразу: «Платон мне друг, но истина дороже».  Критическому анализу подверглись учения и других греческих философов, поэтому аристотелевская философия родилась в результате систематизации научных знаний, накопленных его предшественниками.

Бытие, согласно учению Аристотеля, есть предметный мир, данный нам в ощущениях.  Причиной бытия (субстанцией) является материя, но она сама по себе ещё не есть бытие. Только тогда, когда материя обретает форму, она становится частью бытия. Человек воспринимает мир только через конкретную форму материи. От формы материи зависят свойства предмета: форма – это сумма свойств предмета, а материя – основа его бытия. Бог – это форма форм. Идеи, якобы существующие априори, на самом деле есть только понятия, «копии» вещей.

В человеке Аристотель выделял душу и тело как форму и материю. Платоновскую классификацию душ он переосмыслил, выстроив определённую иерархию: 1) растительная душа обладает способностью осуществлять обмен веществ и размножаться; 2) чувственная душа, которой наделены все животные, способна воспринимать формы с помощью ощущений; 3) разумная душа присуща только человеку и способна познавать и думать.

Познание мира происходит эмпирически, т.е. путём опыта. Однако опыт – это ещё не знание, это только фундамент знания. Накапливая опыт, человек способен познать единичные вещи. Сопоставляя их друг с другом, он выделяет общие законы, и это уже называется научным знанием. И только постигая законы мышления, т.е. переходя к логике, человек постигает мудрость.

Аристотелю принадлежит и одно из первых социологических учений. Человека он считал «общественным животным», которое стремится к совместному житью во имя общей пользы. Если человек самодостаточен, не нуждается в государстве, то он либо зверь, либо Бог.  Назначение государства – в обеспечении счастья всем гражданам (однако следует заметить, что рабов Аристотель гражданами не считал). Быть счастливым – значит быть довольным жизнью.  Аристотель выделил шесть форм государства, из которых первые три – правильные, а вторые три – неправильные:

1)    монархия, 2) аристократия, 3) полития («умеренная демократия»);

4) тирания, 5) олигархия, 6) демократия.

Аристотелю принадлежит и первый фундаментальный труд по теории искусства – «Поэтика». Аристотель разделил риторику как искусство убеждения и поэтику как искусство подражания. Главным искусством греки считали литературу, поэтому труд Аристотеля в основном посвящён теории литературы. Он обосновал деление на литературные роды, разделил исторические сюжеты и мифологические, дал определение элементам сюжета и понятию «характер». Самым важным видом литературы считал трагедию, т.к. она наиболее точно подражает жизни и несёт зрителю «катарсис», т.е. очищение. Вторая часть «Поэтики», посвящённая комедии и природе смеха, была утрачена.

  

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

После распада империи Александра Македонского в конце 4 века до н.э. происходит слияние греческой и римской культур. На смену понятию «гражданин», т.е. свободный житель города-государства, пришло понятие «подданный империи». Философия с этого времени стала играть роль уже не столько средства познания космоса, сколько роль наставницы и утешительницы. Космоцентризм сменился сосредоточенностью на личности человека.  Ведущие философские течения этого периода – эпикурейство, скептицизм, стоицизм и неоплатонизм. 

Именно Эпикур (341 – 270) первым высказал мысль о том, что философия призвана сделать человека счастливым. Он пересмотрел теорию Аристотеля о человеке как общественном животном и определил отправным пунктом своей философии человека-индивида. Общественный союз (государство) есть средство для личного благополучия индивида.

Быть счастливым – значит ничего не бояться. Реальностью Эпикур называл то, что дано нам в ощущениях: «чувства не ошибаются». Поэтому ощущения есть основа познания мира. Критерием истины Эпикур считал чувства удовольствия или страдания. Он не только называл эти ощущения объективными, но и полагал, что они дают нам истинное знание о предмете или явлении. Цель человека – получать наслаждение. «Нельзя жить приятно, не живя разумно, и нельзя жить разумно, не живя приятно», - говорил Эпикур, имея в виду, что приятно лишь то, что связано с отсутствием страдания и беспокойства. Учение Эпикура получило название «гедонизм» (от греческого hedone– удовольствие). Высшее удовольствие – атараксия, т.е. полная невозмутимость духа. 

Эпикур не верил в бессмертие души и в загробную жизнь, т.к. душа, по его мнению, состоит из атомов, как и тело. Однако и смерти не существует, потому что она не может быть дана в ощущениях: пока мы есть, смерти нет, когда смерть приходит, нас уже нет.

Последователем Эпикура в Риме был Лукреций Кар (99 – 55), автор трактата «О природе вещей».  Близкими к эпикурейству были убеждения скептиков и стоиков. 

Основатель скептицизма Пиррон из Эллады (360 – 270) считал, что цель жизни – счастье и невозмутимость. Главное в философии – не знание, а сомнение. Мир непознаваем, поэтому суждения бесполезны. «Живи, как живётся, следуя опыту и здравому смыслу» - таков основной принцип скептиков.

Школа стоиков была основана в конце 4 века до н.э. Зеноном из Китиона   (333 – 262). Его ученики собирались у живописного портика (стои) – отсюда и название течения. Школа просуществовала более трёх веков. Знаменитым стоиком стал римский мыслитель Сенека (1 до н.э. – 65 н.э.)      Бытие раз и навсегда предопределено некой закономерностью, поэтому будущее заранее предрешено. Сохранилась легенда о Зеноне, который бил раба за кражу. «Мне суждено было украсть», - сказал раб. «И суждено быть за это битым», - ответил Зенон.

Счастье человека в том, чтобы подчиниться судьбе: «Судьба желающих ведёт, нежелающих тащит», - говорил Сенека. Идеалом стоиков был Сократ, первым, по их мнению, осознавший, что философия – это «наука умирать». Свобода – это умение подчиняться необходимости. Главный принцип стоического мировоззрения определил и А.С.Пушкин: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Именно покой и воля позволяют человеку управлять собой, поступать всегда разумно.

Последним течением в античной философии стал неоплатонизм, просуществовавший с 3 по 5 века н.э. Плотин, Порфирий и Прокл считали себя последователями Платона. Бытие триедино и состоит из Единого, Ума и Души. Основой бытия является Единое (Бог). Единое нематериально и бесконечно, оно порождает всё. Если Единое – это потенциал, то Ум – это реализация потенциала. Из Ума проистекает Душа, которая наполняет материю творческой энергией. Образ Ума – свет, образ материи – тьма. Проистечение Души в материю неоплатоники называли эманацией (нисхождением), а обратный процесс – экстазом  (восхождением). Экстаз, по определению Плотина, это процесс, когда Душа, отбросив всё чувственное и интеллектуальное, в восторге соприкасается с Единым.

После распада в 476 году Западной Римской империи античная эпоха заканчивается, и уходят в историю философские течения Древней Греции и Рима. Возникнув под влиянием мифологии, античная философия прекратила своё существование вместе с ней. На смену античному космоцентризму пришёл средневековый теоцентризм, видящий  основу бытия в Боге как в совершенной личности, творящей космос и управляющей им.