Античная философия: от Милетской школы до Сократа

Первых греческих философов называли физиками (от греч. physis – природа). Древние греки ещё в мифологическую эпоху пытались понять сущность природы и космоса в целом, что отразилось в ранних мифологических сказаниях. В «Теогонии» Гесиода говорится о том, что первоначально существовал Хаос, из которого возникло всё сущее – Земля, Тартар, Эрос и т.д. Однако если мифология пыталась ответить на вопрос кто родил всё сущее, то для философии был важен вопрос из чего всё произошло, т.е. философия искала субстанциальное начало. Примечательно, что и ранние греческие мыслители МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ Анаксимен, Анаксимандр и Фалес искали первопричину всего сущего. У Фалеса это вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита – огонь.


Фалес (625 – 545 до н.э.) считается родоначальником европейской философии. Согласно его учению, океан – это кольцевая река, окружающая мир, и сама Земля плавает в этой реке. Фалес различал душу и тело, но саму душу считал материальной. По его представлениям, всё обладает душой. Например, магнит способен притягивать благодаря тому, что имеет душу. Иными словами, душой Фалес считал свойства предметов, и эти свойства важнее внешней формы. Из этого тезиса выводится и этическое учение Фалеса: человек прекрасен не наружностью, а делами. На вопрос «Что больше всего на свете?» Фалес ответил: «Пространство, ибо оно вмещает в себя всё». На вопрос «Что мудрее всего на свете?» - «Время, ибо оно постоянно обнаруживается». На вопрос «Что полезнее всего на свете?» Фалес заметил: «Добродетель, ибо благодаря ей всё иное становится полезным».
Фалес стал и первым греческим математиком, доказавшим теоремы о равенстве треугольников и вертикальных углов. Основным для философии Фалес называл вопрос «Что есть всё?».

Анаксимандр (611 – 545) попытался обосновать, что такое бесконечность. Первопричиной сущего считал апейрон – неопределённую бесформенную вневременную материю, из которой возникает всё: земля, воздух, вода, огонь.
Анаксимандр считал, что мир не был сотворён, а возник сам по себе из апейрона. А уже из земных стихий (земли, воздуха, воды, огня) возникают живые существа и явления природы. Жизнь, по мнению Анаксимандра, зародилась в результате выпаривания влаги из ила. Человек, как и все животные, произошёл от рыб. Мир не вечен, но в результате его разрушения возникнет новый мир, и так будет продолжаться до бесконечности. Мир не является таким, каким мы его воспринимаем, т.к. наши чувства несовершенны. Поэтому прежде, чем познать мир, необходимо познать природу наших чувств. Ещё одной заслугой Анаксимандра было изобретение солнечных часов и создание географической карты Европы и Азии.

Другой представитель Милетской школы – Анаксимен (560 – 480) – считал первоосновой сущего воздух, а все состояния вещества объяснял степенью сгущения воздуха: сгущаясь, воздух становится сначала водой, потом камнем, а разрежаясь, становится огнём. Воздух бесконечен, и из него состоят не только материальные предметы, но и душа.

 

 


Вслед за Милетской в Греции начинают возникать новые философские школы, самой влиятельной из которых в 6 веке до н.э. стала школа математика ПИФАГОРА (580 – 497), ученика Анаксимандра, совершившего путешествие в Египет и Вавилон, где он постиг основы математики. Пифагор объединил вокруг себя астрономов, физиков, врачей и скульпторов. Пифагор не только изобрёл термин «философия», но и стал основателем математики как науки. Пытаясь найти ответ на вопрос Фалеса, Пифагор пришёл к выводу, что «всё есть число», т.к. все вещи можно измерить, любое явление имеет числовое выражение. Число – основа мышления и познания. Исследуя природу музыки, пифагорейцы выявили, что ноты и аккорды заключаются в числах, поэтому и гармония мира зависит от чисел. Процесс познания мира – это процесс познания чисел. Основа ряда чисел – единица. И даже душу пифагорейцы считали гармонией телесных элементов, исчисляемых числом.

Основы философии. Электронный учебник. Автор М.В. Осмоловский 

В Южной Италии в 6 веке до н.э. находилась греческая колония Элея, где возникла философская ШКОЛА ЭЛЕАТОВ, наиболее известными представителями которой стали Ксенофан, Парменид и Зенон.

Ксенофан (580 – 490) написал свой главный философский труд в виде поэмы «О природе», где утверждал, что основой мира является земля, ибо из неё всё рождается и в неё всё уходит. Одним из первых предположил, что жизнь зародилась в воде. Размышляя о богах, высказал мысль, что «бог таков, каков человек», т.е. их антропоморфизм есть плод фантазии. На самом деле Бог – это весь мир, вечный и бесконечный космос. Всё, что мы видим, есть воплощение свойств Бога.

Парменид (540 – 480) утверждал неизменность и неподвижность мира. Если Гераклиту принадлежит афоризм «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку», то Парменид считал, что бытие вечно, целостно и неподвижно. Бытие – это то, что можно охватить мыслью. Думать и быть – одно и то же. Бытие существует, т.к. оно мыслимо, а небытие не существует, т.к. о нём нельзя мыслить или говорить.

Зенон (490 – 430) является изобретателем диалектики. Считал, что существует лишь то, что можно логически доказать. Прославился своими знаменитыми апориями «Стрела», «Ахилл и черепаха», «Дихотомия». Апория – это трудноразрешимая задача, в которой данные опыта расходятся с данными логического анализа.

Апория «Стрела»: летящая стрела никогда не достигнет цели, т.к. её движение есть иллюзия. В каждый момент своего полёта она занимает одно и то же место в пространстве, в каждый отдельный момент полёта она находится в состоянии покоя. Сумма состояний покоя есть покоя, следовательно, движение – иллюзия.

Апория «Ахилл и черепаха»: быстроногий Ахилл (Ахиллес) никогда не догонит ползущую черепаху. В начальный момент Ахилла и черепаху разделяет некоторое расстояние (а). Чтобы его преодолеть, Ахиллу нужно пробежать половину этого расстояния (0,5 а). Чтобы пробежать половину, нужно пробежать половину половины расстояния (0,25 а) и так до бесконечности. Даже если Ахилл преодолеет расстояние а, черепаха уже отползёт, и ему вновь придётся преодолевать новый отрезок пути.

Апория «Дихотомия» (с греческого «деление пополам»): смысл в том, что если целое число делить на два до бесконечности, а потом попытаться сложить получившиеся результаты, мы это целое число не получим. Если 1 разделить на 2, получится 0,5; если 0,5 разделить на 2, получится 0,25; если 0,25 разделить на 2, получится 0, 125 и т.д. Если же мы сложим получившиеся результаты 0,5+0,25+0,125, получится 0,875. То есть 1 в сумме мы не получим. Продолжим деление пополам. 0,125:2=0,0625; 0,0625:2=0,03125; 0,03125:2=0,015625. Попробуем теперь сложить все получившиеся результаты:
0,5+0,25+0,125+0,0625+0,03125+0,015625=0,984375
Очевидно, что 0,984375 ближе к числу 1, чем 0,875. Однако сколько бы мы ни дробили единицу, никогда получившиеся результаты после сложения не дадут в сумме 1, хотя сумма постоянно будет приближаться к 1. Так было открыто понятие математического предела.
Преимущество чувств над разумом Зенон доказывал на примере пшеничного зерна: когда падает одно зерно, мы этого не слышим, а когда высыпают мешок зерна, звук слышен. Чувства ведут к противоречию, но разум это противоречие разрешает: одно зерно производит звук во столько раз меньший, во сколько раз одно зерно меньше мешка зерна. Поэтому выводы, которые мы делаем путём рассуждений, более истинны, чем опыт, постигаемый чувствами.

Особая роль в истории греческой философии принадлежит СОКРАТУ (469 – 399), сведения о котором дошли до нас только благодаря его ученикам. За всю жизнь Сократ не написал ни строчки, т.к. письменность считал «мёртвым знанием», а книги, по его мнению, плохи для философа тем, что им нельзя задавать вопросы, в то время как истина может родиться только в диалоге. Поэтому сведения о взглядах Сократа почерпнуты из вторичных источников – преимущественно из трудов Платона и Ксенофонта. Анализ этих источников убеждает в том, что целостной философской системы Сократ не создал, и в сущности он был не философом в традиционном понимании этого слова, а народным мудрецом и мыслителем.

Свой метод философствования Сократ назвал «майевтикой», что означает буквально «искусство принимать роды»: философ обязан содействовать рождению истины. Мать Сократа Фенарета была повитухой, и Сократ полагал, что в известном смысле он продолжил её дело. Задача философа – не учить других, а, задавая вопросы, побуждать к познанию и поиску истины.

Сократ первым установил, что мышление наше носит понятийный характер, а путь к истине лежит через диалог. Именно Сократом был сформулирован принцип «В споре рождается истина». Диалог рассматривался как способ критически обсудить любую точку зрения. Внешний мир познать невозможно, зато можно познать душу человека, и в этом состоит задача философии. Зло Сократ понимал как незнание добра. Счастье человека зависит от того, насколько он добродетелен. В возрасте семидесяти лет Сократ был приговорён к смерти «за введение новых божеств и развращение юношества» и мужественно принял яд, хотя считал решение суда несправедливым. Будучи убеждённым в своей правоте, отказался бежать накануне казни, т.к. побег означал бы непочтение к законам и не позволил бы ему уйти, будучи правым, а с судей снял бы позор несправедливости.