Что изучает философия?

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Философия (от греч. philosophia – любовь к мудрости) – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, учение о бытии человека и о принципах познания мира.

Зародилась философия в 7 – 6 вв. до н.э. в Индии, Китае и Древней Греции, придя на смену мифологии и религии как единственным в то время формам знания о мире. Задачей философии стало стремление к интеллектуальному, а не образно-фантастическому постижению мира. Познание истины стало целью древних мыслителей. Слово «философ» впервые употребил греческий математик Пифагор в 6 веке до н.э., назвав так людей, стремящихся к познанию высшей мудрости. Закрепление термина «философия» как обозначения особой области знания произошло в 5 веке до н.э. благодаря Платону. Главное, что осознали первые философы – это то, что мудрость не есть готовое знание, которое можно затвердить и использовать, а что это постоянный поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека.
Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком значении, чем сейчас. Это слово было синонимом науки вообще, поэтому все открытия в области физики, астрономии, математики, правоведения, медицины, искусства были предметом изучения древних философов. Впоследствии, когда произошло постепенное разделение наук по областям знаний, за философией закрепились только общемировоззренческие вопросы, которые иногда еще называют «вечными» вопросами:

  1. Как устроен мир? Познаваем ли он? 
  2. Как соотносятся дух и материя? 
  3. Какую роль в нашей жизни играют закономерность и случайность? 
  4. Что такое добро и зло, красота и справедливость, истина и ложь? 
  5. Что такое история человечества и есть ли в ней прогресс? 
  6. В чём смысл жизни и в чём предназначение человека?

Постановка этих вопросов, накопление научных знаний и углубление представлений о мире привели к формированию отдельных философских дисциплин (разделов философии):

а) онтологии – учения о бытии;

б) гносеологии – учения о познании мира;

в) логики – науки о формах и законах правильного мышления;

г) философии истории – науки о законах исторического развития общества и государства;

д) этики – учения о морали и нравственности;

е) эстетики – учения о ценностном отношении к миру и о познании мира по законам красоты.

Долгое время мыслители спорили о том, какая проблема является для философии главной. Это был спор об основном вопросе философии.

В разное время таковым считали вопрос о том, что есть истина, что такое счастье, свобода, нравственность и т.д.

В 19 веке основной вопрос философии попытался сформулировать Фридрих Энгельс. По его мнению, это вопрос об отношении сознания к бытию. Что первично – бытие или сознание, материя или дух? Существует ли мир только в нашем мышлении или независимо от сознания? Как относятся наши мысли о мире к самому миру? Тех, кто первичным считал бытие, существование материи, Энгельс отнёс к материалистам. Те, кто полагал, что дух, сознание существовали прежде материи, природы, были отнесены к идеалистам. Тех же, кто в принципе отрицал познаваемость мира, называют агностиками (от греч. а – отрицательная приставка и gnosis – знание). Однако большинство философов не считало сформулированный Энгельсом вопрос основным для философии. Этот вопрос далеко не всегда стоял перед философами и для многих учений ответ на этот вопрос не имел существенного значения.
В 20 веке писатель-экзистенциалист Альбер Камю более актуальной считал другую проблему: «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, значит ответить на основной вопрос философии».  

МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

Накапливая знания, умения, наблюдения, обогащая свой жизненный опыт, человек формирует определенную систему взглядов и убеждений, определяющих его отношение к миру. Так складывается мировоззрение – совокупность взглядов, оценок и принципов, представляющих понимание мира и места в нём человека. Мировоззрение – это сумма интеллектуального и эмоционального опыта человека. Мировоззрение влияет на поведение человека, на его ценностное отношение к миру, на его познавательную деятельность. 
Мировоззрение складывается из трёх составляющих: мироощущения, мировосприятия и миропонимания.

Мироощущение всегда субъективно и определяется эмоциональным, психологическим состоянием человека. От характера мироощущения зависит то, чувствует себя человек счастливым или несчастным. На мироощущение влияют индивидуальная судьба, возраст, темперамент, состояние здоровья, принадлежность к определённому типу культуры.

Мировосприятие – это совокупность наглядных, образных представлений о мире.

Миропонимание – это совокупность взглядов, определяющих характер познания мира. Таким образом, мировоззрение представляет собой комплексную форму сознания, вбирающую в себя все пласты человеческого опыта. 

Важнейшую роль в формировании мировоззрения играют убеждения и сомнения человека. Убеждения – это взгляды, активно принимаемые людьми и соответствующие их жизненным устремлениям. Во имя убеждений люди нередко рискуют жизнью и даже иногда сознательно идут на смерть. Убеждениями, как правило, становятся нравственные, политические и религиозные ценности и идеалы. Именно убеждения оказывают существенное влияние на поведение и жизненный уклад как отдельного человека, так и групп людей – от общественных движений и политических партий до наций и народов. Не менее значима в составе мировоззрения роль сомнения, которое предполагает самостоятельное, критичное приятие того или иного взгляда. Явление, когда взгляды и убеждения принимаются без сомнений, называется догматизмом. С другой стороны, сомнения во всём приводят к другой крайности – скептицизму, т.е. к неверию ни во что, к утрате идеалов. 
Диапазон мировоззрения человека зависит от многих факторов, и прежде всего – от уровня образования, духовной культуры, принадлежности к той или иной национальной и религиозной традиции. Обыденное, жизненно-практическое мировоззрение (его обычно именуют «жизненной философией») опирается преимущественно на житейский опыт, бытовой уклад. Оно носит стихийный, массовый характер и не застраховано от грубых ошибок и заблуждений. Жизненно-практическое мировоззрение не отличается логичностью, продуманностью и системностью, оно не способно решать те проблемы, которые требуют серьёзных знаний и владения культурой чувств. Поэтому такое мировоззрение не имеет отношения к философии. Научно-философским мировоззрением называется такая система взглядов, которая опирается на науку, рассматривает различные предметы и явления в их взаимодействии и развитии. 

ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ: ОТ МИФОЛОГИИ К НАУЧНОМУ ЗНАНИЮ.

К философии как форме познания мира человечество пришло не сразу. Наиболее древней формой знания о мире и первым истоком философии является мифология. Мифы складывались и развивались абсолютно у всех народов мира. На стадии первобытнообщинного строя мифология выступала как универсальный способ объяснить происхождение и устройство мира, а также передать это знание о мире грядущим поколениям. Миф – самая ранняя форма духовной культуры человечества. Он объединял в себе такие элементы, как знания, религиозные верования, политические взгляды и в то же время являлся произведением искусства. Миф, таким образом, был синкретической (т.е. нерасчленённой) формой сознания древнего человека и формой его знания о мире. В мифе соединялись реальное и фантастическое, знание и вера, мысль и эмоция.

У всех народов можно выделить три типа мифов: 1) космогонические, т.е. сказания, объясняющие происхождение и устройство мира; 2) эсхатологические, описывающие грядущую гибель мира и его последующее возрождение; 3) героические, посвящённые достижениям человечества, подвигам богов и героев. Примечательно то, что темы и мотивы в мифах разных народов повторяются. Мифологические сюжеты и образы стали основой литературы и изобразительного искусства. 

Мифологическую основу имеют и все мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Поиск ответов на вопросы о происхождении мира, о тайнах жизни и смерти продолжила религия – форма мировоззрения, постигающая мир путём его удвоения: миру земному, постигаемому чувствами, противопоставляется мир «потусторонний», сверхчувственный. Именно этот второй мир играет главенствующую смысловую роль в любой религии, т.к. основой её является вера в существование сверхъестественных сил и в их влияние на всё, что происходит в реальном мире. Поклонение высшим силам, ритуалы и догматы составляют культ. Олицетворением высших сил в каждой религии является бог – высшее существо, достойное поклонения, творец мироздания и спаситель человека. Религия регламентирует нравственные нормы и поведение человека, выступает средством сохранения определённой культурной традиции, даёт целостное знание о прошлом, настоящем и будущем мира. 

Философия возникла тогда, когда мифологические и религиозные представления стали подвергаться рациональному осмыслению. Фантастические сюжеты и образы, догматические (т.е. принимаемые на веру, не подвергающиеся критическому осмыслению) установки начали вытесняться реальными наблюдениями и их логическим анализом. На смену догме пришло свободомыслие, и именно оно является главным отличием философии от религии.