Философия 17-19 веков

 

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

                                                                                         

                                                                            Cogito, ergo sum. 

                                                                                                                 Рене Декарт

 

                                                                                        Включать в свои суждения только то,

                                                                                        что представляется моему уму ясно и

                                                                                        отчётливо, не давая мне никакого

повода подвергать это сомнению.

                                                                                                                 Рене Декарт   

 

       На рубеже 16 – 17 вв. религия окончательно утрачивает своё влияние на науку и философию в большинстве стран Европы. Усиливается интерес к естественным и точным наукам, в частности, к биологии и физике. Ньютон открывает законы механики и закон всемирного тяготения, Гарвей исследует физиологию человека, Декарт и Лейбниц делают революционные открытия в физике и математике. Отныне наука опирается не на умозрительные обобщения, а на классификацию фактов и практику.

        

Основателем опытной науки стал Френсис Бэкон (1561 – 1626), автор произведения «Новый Органон». Высшей задачей познания Бэкон считал покорение природы, которая должна служить благу человечества. По его мнению, правильному познанию мира мешают четыре «идола»: 1) идолы рода – склонность человека примешивать к природе вещей свою собственную природу; 2) идолы пещеры – человеку мешает его субъективный мир, который искажает и представления, и суждения о мире; 3) идолы рынка – неправильное употребление слов, что приводит к  ложному восприятию понятий и бесполезным спорам; 4) идолы театра – неправильное представление о мире в результате некритического усвоения философских взглядов.   Бэкон чётко разделил теологию и науку: теология познаёт Бога, наука – природу. Признавая Бога творцом мира и человека, Бэкон считал его объектом не познания, а веры. Смешение знания и веры приводит к заблуждениям, которые были свойственны средневековым философам.

         Единственно верным способом познания Бэкон называл индукцию. Он разработал собственный метод познания, состоявший из шести этапов: 1) наблюдение фактов; 2) систематизация и классификация фактов; 3) отсечение ненужного; 4) разложение явления на составные части; 5) проверка фактов на опыте; 6) обобщение. 

         К учению Бэкона примыкает материалистическая теория Томаса Гоббса (1588 – 1679). Его главный труд – «Левиафан».  Объектом философского изучения он считал природу и человека. Мир материален, и никакой иной реальности нет. Материя вечна, меняются только тела, которые возникают и исчезают, но материя остаётся. Познание материального мира, по Гоббсу, сводится к геометрическим измерениям, т.к. все тела имеют количественные характеристики, и состоит из восприятия и знания об именах предметов.

         В учении о государстве Гоббс придерживался теории «естественного договора»: создавая государство, люди договариваются о том, что они готовы поступиться своими правами взамен на гарантии своей безопасности.

        

Выдающимся мыслителем Нового времени стал Рене Декарт (1596 – 1650), создатель аналитической геометрии, автор работ «Начала философии» и «Рассуждения о методе». В отличие от Гоббса, Декарт признавал существование двух самостоятельных субстанций – материальной и духовной. Такая мировоззренческая позиция называется дуалистической.

         Субстанцией Декарт называет вещь, которая нуждается только в самой себе. Поэтому, строго говоря, настоящей (бесконечной) субстанцией является только Бог. Однако в сотворённом мире тоже можно выделить две конечные субстанции – материальную и духовную. Свойство первой из них – протяжение, свойство второй – мышление. Все остальные свойства являются производными от протяжения и мышления: например, фигуры тел – производное свойство протяжения, а воображение и чувства – производные мышления. Объективно существующими Декарт признавал только такие качества материи, как объём и движение. Все остальные качества: вкус, цвет, теплота – он считал лишь человеческими ощущениями.

         В человеке обе субстанции соединены, благодаря чему он способен познавать мир. Цель познания – господство над природой. Критерием истины Декарт считал очевидность. Если в процессе познания человек в чём-то имеет повод сомневаться, значит, истинного знания он не обретёт. Одним из революционных открытий Декарта было создание учения о научном методе, т.е. универсального способа познания мира. Метод позволит превратить познание в организованную деятельность, ориентированную не на отдельные открытия, а на создание целостной картины мира.

        

Не смеяться, не плакать, не проклинать,

а понимать!  В  этом  задача  философа.

Б.Спиноза

 

        

Сильное влияние Декарта испытал Бенедикт Спиноза (1632 – 1677). Он родился в бедной еврейской семье. Ещё в детстве, читая Библию, пришёл к выводу о том, что в этой книге немало противоречий, и таким образом пришёл к рациональной философии. За свои критические высказывания в адрес христианства был отлучён от церкви. Жил в Амстердаме, потом в Гааге, зарабатывая на жизнь шлифовкой линз для микроскопов и телескопов.

Будучи последователем Декарта, Спиноза, тем не менее, не был сторонником дуализма и создал учение о единой субстанции, которую назвал богом, или природой. Это учение получило название монизм (от греч. monos – “один, единица”) – в противовес дуализму. Бог у Спинозы понимается не в религиозном смысле, не как личность, наделённая сознанием, а как безличная сущность, являющаяся причиной всего сущего. Иначе говоря, Спиноза ставит знак равенства между Богом и тем, что обычно называют природой. Представление о слиянии бога и природы называется пантеизмом. Природа как единая субстанция проявляет себя в бесконечном разнообразии свойств, но человек из всего этого способен познать только мышление и протяжение, т.е. мир конечных вещей. Мышление и протяжение присущи в разной степени всем вещам, в том числе неживой природе. Конечные вещи отличаются от единой субстанции тем, что их сущность зависит от других конечных вещей. 

Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) прославился как учёный, сделавший революционные открытия во многих областях знаний. В математику он ввёл понятие бесконечно малых величин. В области политики он создал проект египетской экспедиции, которую впоследствии осуществил Наполеон. Внёс существенный вклад в инженерно-строительные проекты. Был одним из основателей современной математической логики, открыл и сформулировал законы логического доказательства.

Философское учение Лейбниц построил на критике философии Декарта и Спинозы. В своей работе «Монадология» Лейбниц попытался доказать, что Вселенная состоит из множества субстанций – монад (от греч. «единица»).  Под этим термином он понимал самостоятельно существующую субстанцию, которая обладает следующими качествами:

1) она неделима и является духовным началом всего существующего;

2) она нематериальна в силу своей неделимости, т.к. всё материальное делимо до бесконечности;

3) она вечна, т.е. не появляется и не исчезает;

4) монада – составной элемент всех вещей, поэтому все предметы, явления, организмы состоят из множества монад.

Главное свойство монады – деятельность. Наблюдая смену, например, душевных состояний, мы сталкиваемся с деятельностью монад. Монады не одинаковы, а различаются по рангу, в зависимости от степени сознательности и разумности – от минералов и растений до Бога. При этом степени сознательности монады прямо пропорциональна степень её свободы. Например, низшим монадам присущи лишь смутные представления (в таком состоянии находятся растения); у животных представления достигают степени ощущений, а у человека – степени понимания и осмысления.

Лейбниц одним из первых разграничил сознательное и бессознательное в человеческих представлениях. Сознание свойственно только разумным монадам, которыми обладают животные и люди. Однако даже человеку свойственны преимущественно бессознательные представления. Лейбниц уподобляет бессознательное представление неслышному шуму капли в морском прибое, в то время как  шум большого числа капель мы ощущаем, и тогда уже речь идёт о сознательном представлении

Возникновение монадологии было напрямую связано с изобретением микроскопа (изобретатель – Левенгук). Открытие клетки, красных кровяных телец и нервов, наблюдение за их деятельностью вызвало интерес к существованию микроскопических сущностей предметов, благодаря чему и возникло учение о монадах.

На основе идей Бэкона, Гоббса, Декарта и Спинозы возникли в 18 веке так называемые просветительские идеи, благодаря которым в Европе воцарился культ науки и разума, приведший в итоге к стремительному научно-техническому прогрессу. Идеологами европейского Просвещения стали Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Дени Дидро. Их идеи были подхвачены всей Европой. Особое развитие эти идеи получили в Германии в восемнадцатом веке. 

 

 

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

ФИЛОСОФИЯ ИММАНУИЛА КАНТА (1724 – 1804)

                                                         

                                                                   Философия Канта оставляет человека

                                                                   перед бездной пустоты. Только человек

                                                                   покинутый,   изолированный   мог   и

                                                                   должен был создать философию Канта.

                                                                                       Н.А.Бердяев

 

                                                              Взять бы этого Канта, да за такие доказательства

                                                              года на три в Соловки!

                                                                                                      М.А.Булгаков  

                  

        

Вся докантовская философия в известной мере опиралась на метафизику. Эту метафизичность начала преодолевать немецкая классическая философия. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. Происходил из бедной семьи, но благодаря способностям сумел поступить в  университет  Кёнигсберга (Калининграда), где он глубоко изучил философию, логику, теологию, математику и естествознание. Был профессором, затем ректором Кёнигсбергского университета. В творчестве Канта выделяют два периода: докритический и критический.

В докритический период (до 1770 года) Кант, опираясь на идеи Коперника, Галилея и Ньютона, пишет книгу «Всеобщая естественная теория и история неба» («Allgemeine Naturgeshichte und Theorie des Himmels») (1755), где выдвигает теорию происхождения Солнечной системы из туманности. Кант утверждает идею множественности миров, которые непрерывно появляются и исчезают. Он проводит аналогию с природой, которая взамен ежедневно погибающих растений и животных в одних местах рождает не меньшее их количество в других. Спустя полвека французский учёный Лаплас математически обосновал эту идею Канта. Согласно Канту, Солнечная система произошла благодаря законам естественного развития материи. Однако, говоря о происхождении Вселенной из хаоса, Кант приходит к мысли об ограниченности нашего познания, и эта ограниченность заставляет приходить к идее Бога-Творца.

Критический период. Начиная с 1770-х гг. Кант пишет работы критического характера: «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение), «Критика способности суждения» (эстетика).

Теория познания. Основой философии Кант считал гносеологию. Поэтому предметом философии должно стать не изучение вещей и явлений, а исследование законов познания и его границ. В теории познания Кант стремится примирить материализм с идеализмом. Процесс познания, по Канту, состоит из трёх этапов: 1) чувственное познание; 2) рассудочное познание; 3) разумное познание.

Чувственное познание. Каждый предмет окружающего мира Кант называет «вещью в себе» («Dingansich»), которая существует вне человека, но воздействует на его чувства и порождает массу ощущений. Наши чувства и суждения не могут дать достоверного знания о предметах, именно поэтому Кант называет их «вещами в себе». Хаос ощущений упорядочивается при помощи двух априорных форм чувственности – пространства и времени. Пространство – априорная форма внешнего созерцания, время – внутреннего созерцания. Именно существование предмета в пространстве и времени позволяет ощущениям воспринимать вещь в себе как предмет, наделённый определёнными качествами. Следует заметить, что, говоря о пространстве и времени, Кант исходил из того, что существует только одно время и одно пространство. Однако уже в 1830-е гг. русский математик Лобачевский доказал, что свойства пространства зависят от свойств материи, поэтому эвклидова геометрия не является единственно возможной для понимания пространства. А теория относительности Эйнштейна показала, что и свойства времени зависят от свойств материи. Следовательно, существует множество форм пространства и времени, поэтому рассуждения Канта в этом вопросе неверны.

Рассудочное познание. Опыт – результат деятельности, во-первых, чувств, во-вторых, рассудка: без чувств ни один предмет не был бы нам дан в ощущениях, без рассудка он не был бы мыслим.  Например, при помощи чувств мы можем установить, что когда восходит солнце, камень нагревается. Когда же мы устанавливаем причинно-следственную связь между солнечным светом и нагреванием камня, то к суждению восприятия добавляем суждение рассудка.

Разумное познание. На этом этапе наглядные и рассудочные представления переводятся в категории мышления. Разум стремится познать вещи в себе и для этого порождает трансцендентальные (т.е. выходящие за пределы опыта; от лат. transcendens – «выходящий за пределы») идеи: 1) учение о душе; 2) учение о мире; 3) учение о Боге. Однако разум бессилен постичь вещи в себе, т.к. и тезисы, и антитезисы трансцендентальных идей могут быть одинаково безупречно доказаны с точки зрения логики. Кант выделил четыре основных антиномии.  Например, размышляя о конечности или бесконечности мира, мы приходим к противоречию (антиномии): бесконечная материя состоит из конечных величин. Точно так же невозможно доказать однозначно существование или несуществование Бога. Однако Канта не интересовала чисто религиозная подоплёка этой проблемы, он считал, что идея Бога связана, во-первых, с ограниченностью человеческого познания, во-вторых, с моральной необходимостью. Человек, теряя в познании, приобретает в вере.

Главной заслугой Канта в теории познания стало то, что он впервые попытался диалектически решить проблему познаваемости мира. При этом Кант подчёркивал, что противоречия существуют в разуме, но не в самом мире.

 

Человек не может быть ничьим рабом,

                                                                                                в  том  числе рабом божьим, поэтому

                                                                                       мораль следует культивировать больше,  чем  религию.

                                                                                                                                          И.Кант

 

Этическое учение. Поскольку «чистый разум» не способен постичь мир вещей в себе, человеку остаётся надеяться на «практический разум», под которым Кант понимал этическое учение. В области нравственного сознания человек более свободен, чем в области познания, так как нравственный выбор делает сам. Поэтому он должен подчинять свой «чистый» разум «практическому». Иными словами, всё, что делает человек, в том числе в области познания, должно подчиняться нравственному закону.

         Всё, что мы совершаем, любое наше действие получает нравственную оценку. Ни один поступок человека не находится вне морали. В основе нравственной оценки всего, что делает человек, лежит категорический императив, т.е. основной нравственный закон. Категорический императив Канта гласит:

 

Поступай так, чтобы основной принцип твоей воли во всякое время мог стать принципом всеобщего закона; поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда как к средству.

 

Вывод из кантовского императива сводится к следующему: любой наш поступок может и должен служить всеобщим образцом и принципом, а человек не должен служить средством достижения каких-либо целей. Такое понимание этики шире известного постулата: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. В ситуации выбора между чувствами и нравственным долгом необходимо отдавать предпочтение долгу. Нравственный закон выше любых других установлений, в том числе установлений религиозных. Следовать моральному долгу и отвечать за свои поступки обязан каждый из нас, независимо от религиозных убеждений. И не нравственность должна выводиться из религии, а религия из нравственности.

 

Рассуждайте   сколько   угодно и  о чём угодно, но повинуйтесь.

И.Кант

 

Из этики Канта выводится и его учение о государстве и праве. Это учение сводится к следующим идеям:

а) уничтожение всех форм личной зависимости;

б) утверждение свободы и равенства всех людей перед законом;

в) ликвидация юридических привилегий.

Государство, согласно учению Канта, есть объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Признаком государства считается существование трёх ветвей власти: 1) закононодательной (верховной) в лице народа, исполнительной в лице правителя, и судебной в лице судьи. Задача последнего – воздавать каждому своё согласно закону. Глава государства, однако, не может подлежать суду. Именно глава государства – источник народного суверенитета. Гражданам государства должна быть гарантирована свобода высказываний при условии безоговорочного подчинения властям. Из всех форм правления наиболее прочной Кант считал республику: только при республиканском правовом строе закон самодержавен и независим от конкретного лица.

В области межгосударственных отношений Кант выступал за правовой принцип этих отношений и отрицал право сильного на международной арене. Канту принадлежит идея вечного мира между народами. Эта идея едва ли будет реализована в полной мере, считал он, но создание союза государств способно приблизить человечество к осуществлению этого  идеала.

          

ФИЛОСОФИЯ ГЕОРГА ВИЛЬГЕЛЬМА ФРИДРИХА ГЕГЕЛЯ  (1770 – 1831)

                                            

                                                              Невозможно научиться плавать прежде, чем войдёшь в воду.

                                                                                                                          Гегель

 

Гегель – сначала домашний учитель, затем директор гимназии, профессор Гейдельбергского и Берлинского университетов, один из самых выдающихся немецких философов мирового значения, автор фундаментального научного труда «Феноменология духа» (1806). Наряду с Шеллингом и Фихте Гегель был одним из последователей Канта. Однако он пошёл значительно дальше своих великих предшественников.

Диалектика. Гегель – первый философ, который стал исходить из того, что и физический, и материальный мир находится в непрерывном развитии.         Поскольку мир находится в постоянном развитии и изменении, его необходимо познавать с учётом его постоянной изменчивости. Именно этим и должна заниматься диалектика как наука о закономерностях развития бытия и познания. Диалектику Гегель противопоставил метафизике. (Следует помнить, что в риторике диалектикой называют искусство вести спор). Диалектический способ мышления предполагает наличие единства и борьбы противоположностей как в мире в целом, так и в каждом отдельном явлении: всякий новый этап развития отрицает предыдущий и в то же время тесно с ним связан. В мире ничто бесследно не погибает, а служит материалом для появления нового.

Отталкиваясь от учения Канта о необходимости исследовать принципы и границы познания, Гегель указал, что в отрыве от мыслительной деятельности человека невозможно исследовать законы познания, как невозможно научиться плавать, не заходя в воду. Гегель опроверг также идею Канта о непознаваемости вещей в себе: каждый ребёнок – «взрослый человек в себе», а росток – «растение в себе». Вещь в себе, по Гегелю, познаваема, т.к., во-первых, развивается, вступая в многообразные отношения с другими вещами и явлениями, а во-вторых, она обнаруживает себя в этих явлениях. Всякое развитие протекает по определённой схеме: 1) утверждение (тезис), 2) отрицание утверждения (антитезис), 3) отрицание отрицания (синтез). Третий этап – синтез – означает новое утверждение, качественное перерождение явления. Этот диалектический цикл Гегель иллюстрирует таким примером: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно сказать, что она опровергается цветком; при появлении плода уже цветок признаётся ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. В то же время они представляют собой моменты органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но и необходимы друг другу; и только эта одинаковая необходимость составляет жизнь целого».  

Исходя из этого, Гегель и Бога мыслит не в традиционном христианском понимании, а как безличный процесс саморазвития, самодвижения понятия.   

 

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ЛЮДВИГА ФЕЙЕРБАХА (1804 – 1872)

 

Фейербах – один из наиболее последовательных в истории философии материалистов и атеистов. Первоначально увлекался философией Гегеля, однако вскоре подверг критике идеализм вообще как «рационализированную религию». Задача философии, по Фейербаху, обрести знание о действительной природе вещей, а религия предполагает веру в догматы. Философия должна разоблачить те иллюзии, которые составляют сущность религиозного сознания. Главное заблуждение религии – приписывание Богу человеческих качеств. Бог, по Фейербаху, существует, но только как творение фантазии человека: сам человек придумал Бога, назвал себя его творением и лишился свободы и самостоятельности. В то же время человек – это часть природы, которая существует независимо от религии и философии. Все высшие существа порождены нашей фантазией и есть лишь отражение человеческой сущности. Подлинной реальностью Фейербах называет то, что дано нам через органы чувств, и никакой сверхчувственной реальности нет.      

В области этики Фейербах выступает сторонником альтруистической морали, которая должна прийти на смену иллюзорной связи с Богом, основанной на страхе. Понятие объекта рождается в общении между людьми, и первый объект для каждого человека – это другой человек. Любовь к другому есть утверждение его бытия, признание существования вещей и явлений вне субъекта, т.е. вне собственного «Я».

Учение Фейербаха стало основой марксизма – наиболее влиятельной философской системы конца 19 – 20 веков.

 

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ КАРЛА МАРКСА И ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА

 

Карл Маркс (1818 – 1883) значительно расширил сферу действия материализма, распространив его на общественные явления. Основой жизни человека экономист Маркс и биолог Фридрих Энгельс (1820 – 1895) считали труд, практическую деятельность, которая преображает природу, составляет основу общественных отношений и определяет в целом человеческое бытие. Исходя из того, каким образом была организована практическая деятельность человека на разных этапах исторического развития, Маркс и Энгельс выделили несколько типов общественных формаций, исторических форм общественного устройства. Так родилась теория классовой борьбы, согласно которой исторический путь общества лежит от первобытного стада через рабовладельческий, феодально-крепостнический и капиталистический уклад к социализму и коммунизму. Общественными классами Маркс и Энгельс называли большие группы людей, находящиеся в определённом отношении к предметам и результатам труда, производства. Тип собственности определяет характер отношений между классами. Общественная структура упорядочивается государством и закрепляется в правовых, религиозных и морально-философских представлениях.

Будучи современником развития капитализма в Европе, Маркс пишет свой фундаментальный труд – «Капитал» (1867). Здесь он подробно исследовал природу денежно-товарных отношений, природу эксплуатации и развития производства, законы накопления и расширения капитала с учётом исторических тенденций. Маркс приходит к выводу, что частнокапиталистическое производство неизбежно превратится в общественное, а капитализм рано или поздно переродится в социализм. 

С 1845 года, после переезда Энгельса в Брюссель, начинается его совместная работа с Марксом. Они пишут две наиболее важные работы – «Немецкая идеология» и «Манифест Коммунистической партии». Самостоятельно Энгельс пишет работы «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы». В последней работе Энгельс развивает мысль о том, что к середине 19 века наука сама по себе пришла к диалектическому пониманию природы. Свидетельство тому – три великих открытия в естествознании: 1) открытие органической клетки; 2) закон сохранения и превращения энергии; 3) эволюционная теория Чарльза Дарвина. Энгельс в своей работе даёт классификацию форм движения материи, пытаясь нарисовать общую картину природы. В частности, жизнь, согласно определению Энгельса, есть одна из форм движения материи и способ существования белковых тел. Низшей формой движения является физическое перемещение в пространстве, высшей – мышление. Теорию движения материи Энгельс приложил и к социальным вопросам, выдвинув известную гипотезу о происхождении человека и роли труда в переходе от природной жизни к социальной.

Развитию марксистской философии в большой степени способствовали Август Бебель, Карл Каутский, Г.В.Плеханов и В.И.Ленин. 

 

 

    www.filologika.ru 

    © Осмоловский М.В.