Философия древнего Востока

Чем дальше идёшь, тем меньше познаёшь. Поэтому мудрый никуда не идёт, но всё познаёт.
                                                                                                               Дао-дэ цзин

7 – 6 вв. до н.э. стали тем рубежом в истории человечества, когда практически одновременно в трёх наиболее цивилизованных странах - Индии, Китае и Греции – возникает философия. Рождению философии благоприятствовали такие факторы, как 1) распад родоплеменных отношений и социальное расслоение, 2) скачок в развитии производительных сил, 3) накопление первых научных знаний и кризис мифологического сознания. 

В Древней Индии первые попытки осмысления мира относятся к 15 – 10 вв. до н.э.

Первобытные племенные верования и обычаи были зафиксированы в древнейшем памятнике индийской литературы – Ведах. Веды представляли собой сборник гимнов в честь богов и установленного ими миропорядка.

Веды состояли из четырёх частей:

  • «Ригведа» (гимны),
  • «Яджурведа» (жертвенные формулы),
  • «Самаведа» (напевы),
  • «Атхарведа» (заклинания).

Хранителями и толкователями этого священного знания являлись брахманы – представители высшей касты. Были составлены комментарии к Ведам: «Упанишады» (буквально – «сидеть у ног учителя») и «Араньяки» («лесные книги», составленные отшельниками). Так возникла веданта, система древнеиндийской религиозной философии.

Основу древнеиндийских религиозных взглядов, в частности, брахманизма, составлял культ троицы: Брахма – бог-творец, Вишну – бог-хранитель, Шива – бог-разрушитель. Эта религия получила своё развитие в эпической поэме «Махабхарата» (по объёму эта книга равна 16-ти текстам «Илиады»), куда входит трактат «Бхагавадгита» (его название буквально переводится как «Божественная песнь»). Этот трактат содержит религиозно-философские наставления Кришны (земное воплощение бога Вишну). Перед героем книги Арджуной встают вопросы о смысле бытия, и Кришна объясняет ему разницу между «бытием, погружённым в вечность» и земным миром. Первый мир не был рождён, не был составлен из частей, поэтому он не погибнет и не разрушится.

Веданта признаёт абсолютный авторитет Вед, которые, согласно легенде, существовали до начала мира и возникли из дыхания брахмана. Содержание Вед рассматривается как откровение и источник истинного знания.
Основы философии. Электронный учебник. Автор М.В. Осмоловский
Карма («действие») – центральное понятие антибрахманских религий: индуизма, джайнизма и буддизма – это сумма всех совершённых человеком поступков, которые влияют на его последующее существование и перерождение. От закона кармы зависят здоровье и болезнь, богатство и бедность, срок жизни и пол человека.
Сансара (буквально – «круговорот») – понятие, отрицающее смерть как таковую: живая материя неуничтожима, она лишь меняет формы своего существования. Всё живое не умирает, а перерождается. Человек может воплотиться в растение, животное или стать богом. Чтобы добиться последнего, в индуизме необходимо пройти через практику йоги – системы упражнений, позволяющих душе слиться с божеством в мистическом экстазе. Истинный йогин свободен от себялюбия, от чувственных привязанностей, терпелив, искренен, стоек, безразличен к окружающему миру. Различают хатха-йогу, систему физических упражнений – и раджа-йогу,  систему психических упражнений, которые позволяют достичь совершенства.

Буддизм, религиозно-философское учение, ставшее впоследствии первой из мировых религий, возник в 6 веке до н.э. Основателем буддизма стал принц Сиддхартха Гаутама, родившийся на северной окраине долины Ганга в 563 году до н.э. и получивший впоследствии прозвище Будда, т.е. «просветлённый». Основу буддизма составляет учение о четырёх истинах, открывшихся Сиддхартхе (Будде). Главный вопрос в буддийском учении – «освобождение» человека, путь избавления от страданий. Если в брахманизме страдание было наказанием за грехи, то буддизм учит, что
- любая жизнь есть страдание и сатанинское обольщение (это первая истина)
- причина страдания – жажда жизни и наслаждения, и эта жажда приводит человека к бесконечной цепи новых рождений (вторая истина)
- избавление от страдания – отказ от желаний (третья истина)  
- четвёртая истина указывает на восьмеричный путь достижения нирваны – состояния невозмутимости и безразличия.

Признаки страдания – беспокойство, надежда, желания, страх. Страдание – это вечное желание удовлетворения. Смерть не освобождает человека от страдания, т.к. после смерти человека ожидает новое рождение и новые страдания. Цепь бесконечных перерождений только усугубляет страдания и лишает их смысла (в отличие, например, от христианской концепции, где страдания понимаются как искупление грехов). Освобождением от страдания служит нирвана, определённое психическое состояние, которое позволяет а) проникнуть в суть вещей и обнаружить их бессущностность, б) перестать переживать какие-либо эмоциональные состояния, в) прекратить всякую связь с внешним миром, освободиться от «пут реальности», которая есть не что иное как обольщение сатаны.

Философия Древнего Китая уходит корнями в предфилософию, положения которой отражены в «У-цзине» (Пятикнижии), состоящем из «Книги перемен» («И-цзин»), «Книги песен» («Ши-цзин»), «Книги истории» (Шу-цзин»), «Книги обрядов» («Ли –цзин») и «Летописи» («Чунь-цю»). В этих книгах отразилось мифологическое представление о мире древних китайцев, и из этих представлений родилась китайская философия.
Золотой век китайской философии – период с 6 по 4 вв. до н.э. В это время сформировалось 6 философских школ (конфуцианство, моизм, легизм, даосизм, школа инь-ян, школа имён), среди которых лидирующее положение заняли конфуцианство и даосизм.

孔子

Древнейшая философская система,  конфуцианство, называемое по-китайски жу цзя сюэ шо – «школа учёных-интеллигентов», возникло в 6 – 5 веках до н. э. Такое название не было случайным: во времена Конфуция (552 – 479 до н.э.), имевшего более трёх тысяч учеников, хранителями знаний являлись учёные-интеллигенты, которые переписывали научные труды прошлого и создавали трактаты. Конфуций, или Кун Фу Цзы, выдвинул концепцию идеального государства, которым, по его мнению, и должны были править учёные. Общество должно управляться не на основе административно-правовых или экономических принципов, а только на основе норм морали.

Основу конфуцианства составляет этическое учение о врождённой природе человека и о приобретаемых им качествах. Человек в учении Конфуция – это прежде всего член общества, которое, в свою очередь, подобно большой семье.

Внутренний импульс человеческого существования – гуманность, внешний – благопристойность. Последний фактор позволяет человеку социализироваться, а именно это и рождает в нём лучшие качества: справедливость, взаимность, разумность, мужество, почтительность,  братскую любовь, верность, милостивость и т.д. Все эти качества, согласно учению Конфуция, есть проявления дао – пути всего сущего.                               

О老子老子сновы философии. Электронный учебник. Автор М.В. Осмоловский

老子

Даосизм (по-китайски дао цзяо) – направление в китайской философии, восходящее к древнекитайскому шаманизму. Сформировалось в 6 – 4 веках до н.э.
Согласно легенде, основателем даосизма был Лао-Цзы, родившийся в результате непорочного зачатия: мать будущего мудреца Юнь-Нюй вдыхала аромат цветущей сливы, и ей в рот попала капелька Солнца. Ребёнка во чреве она носила 81 год, поэтому его при рождении назвали «Старый ребёнок», или «Старый учитель». Лао-Цзы написал только одну книгу – «Дао-дэ-цзин», название которой переводится как «Книга о пути (Дао) и о благой силе (Дэ)». Дао – это закон всего сущего, рождающее и поглощающее начало Вселенной, принцип бытия космоса, общества и человека. Дао соединяет в себе движущие силы мирового процесса: Инь и Ян. Инь – женское, тёмное, пассивное, внутреннее начало. Ян – мужское, светлое, активное, внешнее начало. Отдельно друг от друга они не существуют. Смысл космического бытия – в их взаимопроникновении и взаимодействии. Следование закону Дао обеспечивает гармонию, процветание и долголетие. Отступление от Дао – причина всего зла, царящего в мире, дисгармонии, катастроф, гибели. Дао – целостное бытие. Ни одна вещь в мире не существует отдельно и не обладает самоценностью. Мыслить об отдельных предметах и явлениях – это заблуждение, порождаемое языком, где каждой вещи соответствует отдельное имя. Для даосизма не существует противопоставления жизни и смерти: они мыслятся как нераздельное целое, как трансформации бытия. Однако в даосизме нет и учения о бессмертии: дух человека гибнет вместе с телом, растворяясь в мире. Бессмертие может быть достигнуто только путём специальных упражнений, которые позволят уподобить тело человека космосу.